Степень защиты электродвигателя IP 54, IP 55, IP 56

Степень защиты корпусов электродвигателей от попадания механических частиц и проникновения влаги обозначают согласно EN 60034 (часть 5), EN 60529. Порядок обозначения степени защиты такой: за обозначением IP (International Protection) следуют две цифры, первая из которых показывает уровень защиты от попадания твердых частиц, а вторая — от проникновения влаги.

Защита двигателя представляет собой технологию, с помощью которой можно предотвратить попадание внутрь двигателя посторонних объектов и влаги. Данная технология используется и в компрессорном оборудовании, наиболее распространенная степень защиты двигателя является IP 55, однако можно встретить защиту IP 56 и даже IP 57. Зачастую повышенная степень защиты электродвигателя используется на компрессорах Hitachi, которые изготавливаются в Японии.

Что означает маркировка степени защиты?

В технических характеристиках компрессоров часто указывают степень защиты электродвигателя, например IP 54.

Степень защиты корпусов электродвигателей от попадания механических частиц и проникновения влаги обозначают согласно EN 60034 (часть 5), EN 60529. Порядок обозначения степени защиты такой: за обозначением IP (International Protection) следуют две цифры, первая из которых показывает уровень защиты от попадания твердых частиц, а вторая — от проникновения влаги.

IP 1-ая цифра: степень защиты от попадания посторонних предметов 2-ая цифра: степень защиты от попадания воды
0 Нет защиты Нет защиты
1 Защита от попадания посторонних предметов размерами свыше 50 мм (например, от случайного касания руками) Защита от вертикально падающей воды (конденсация)
2 Защита от попадания посторонних предметов размерами свыше 12 мм (например, от случайного касания пальцами) Защита от воды, падающей под углом 15° к вертикали
3 Защита от попадания посторонних предметов размерами свыше 2,5 мм (например, инструментов, провода) Защита от воды, падающей под углом 60° к вертикали
4 Защита от попадания посторонних предметов размерами свыше 1 мм (например, тонкой проволоки) Защита от водяных брызг со всех сторон
5 Защита от пыли Защита от водяных струй со всех сторон
6 Полная защита от пыли (пыленепроницаемый) Защита от сильных водяных струй со всех сторон
7   Защита от попадания воды при кратковременном погружении
8   Защита от попадания воды при длительном погружении

Стоит отметить, что глубина погружения в воду указывается отдельно. Так же можно встретить следующий класс защиты, например: IP68D. Буквой D в данном случае обозначается степень защиты людей от опасных частей электродвигателя, в нашем случае к электродвигателю невозможно подобраться с помощью проволоки. Обозначения А, В, С характеризуют менее защищенные электродвигатели. В нормативе IP не указывается защита от агрессивных сред и другие серьезные требования к оборудованию. В этих случаях надо пользоваться специальными стандартами.

Кроме того, часто в технических данных электродвигателей указывают температурные классы изоляции и режимы работы двигателей.

В настоящее время наиболее распространены двигатели с изоляцией обмотки по классу F. Температура обмотки этих двигателей не должна повы­шаться более, чем на 105°С при температуре окружающей среды до +40°С.

В таблице, расположенной ниже, приведены до­пустимые значения повышения температуры по EN 60034-1.

Температурный класс изоляции Максимально допустимое повышение температуры при температуре окружающего воздуха +40°С
B +80°С
F +105°С
H +125°С

Режимы работы электродвигателей определяет стандарт IEC 34 (EN 60034). Номинальная мощность всегда зависит от режи­ма работы и продолжительности включения. Наи­более распространены электродвигатели с режи­мом работы S1, рассчитанные на продолжитель­ный режим работы.

Этот режим предусматривает эксплуатацию с постоянной нагрузкой, длительности которого достаточно для работы двигателя в условиях ста­бильного теплового режима. Реже используются электродвигатели с кратковременным режимом ра­боты S2, предполагающим эксплуатацию в режиме постоянной нагрузки в течение определенного ог­раниченного промежутка времени, сопровождаемого паузой с остыванием двигателя до температу­ры окружающей среды.

В Германии существует уникальный стандарт IP69K — данная степень позволяет осуществлять мойку электродвигателя под струей воды высокого давления и температуры.