Степень защиты электродвигателя IP 54, IP 55, IP 56
Степень защиты корпусов электродвигателей от попадания механических частиц и проникновения влаги обозначают согласно EN 60034 (часть 5), EN 60529. Порядок обозначения степени защиты такой: за обозначением IP (International Protection) следуют две цифры, первая из которых показывает уровень защиты от попадания твердых частиц, а вторая — от проникновения влаги.
Защита двигателя представляет собой технологию, с помощью которой можно предотвратить попадание внутрь двигателя посторонних объектов и влаги. Данная технология используется и в компрессорном оборудовании, наиболее распространенная степень защиты двигателя является IP 55, однако можно встретить защиту IP 56 и даже IP 57. Зачастую повышенная степень защиты электродвигателя используется на компрессорах Hitachi, которые изготавливаются в Японии.
Что означает маркировка степени защиты?
В технических характеристиках компрессоров часто указывают степень защиты электродвигателя, например IP 54.
Степень защиты корпусов электродвигателей от попадания механических частиц и проникновения влаги обозначают согласно EN 60034 (часть 5), EN 60529. Порядок обозначения степени защиты такой: за обозначением IP (International Protection) следуют две цифры, первая из которых показывает уровень защиты от попадания твердых частиц, а вторая — от проникновения влаги.
IP | 1-ая цифра: степень защиты от попадания посторонних предметов | 2-ая цифра: степень защиты от попадания воды |
0 | Нет защиты | Нет защиты |
1 | Защита от попадания посторонних предметов размерами свыше 50 мм (например, от случайного касания руками) | Защита от вертикально падающей воды (конденсация) |
2 | Защита от попадания посторонних предметов размерами свыше 12 мм (например, от случайного касания пальцами) | Защита от воды, падающей под углом 15° к вертикали |
3 | Защита от попадания посторонних предметов размерами свыше 2,5 мм (например, инструментов, провода) | Защита от воды, падающей под углом 60° к вертикали |
4 | Защита от попадания посторонних предметов размерами свыше 1 мм (например, тонкой проволоки) | Защита от водяных брызг со всех сторон |
5 | Защита от пыли | Защита от водяных струй со всех сторон |
6 | Полная защита от пыли (пыленепроницаемый) | Защита от сильных водяных струй со всех сторон |
7 | Защита от попадания воды при кратковременном погружении | |
8 | Защита от попадания воды при длительном погружении |
Стоит отметить, что глубина погружения в воду указывается отдельно. Так же можно встретить следующий класс защиты, например: IP68D. Буквой D в данном случае обозначается степень защиты людей от опасных частей электродвигателя, в нашем случае к электродвигателю невозможно подобраться с помощью проволоки. Обозначения А, В, С характеризуют менее защищенные электродвигатели. В нормативе IP не указывается защита от агрессивных сред и другие серьезные требования к оборудованию. В этих случаях надо пользоваться специальными стандартами.
Кроме того, часто в технических данных электродвигателей указывают температурные классы изоляции и режимы работы двигателей.
В настоящее время наиболее распространены двигатели с изоляцией обмотки по классу F. Температура обмотки этих двигателей не должна повышаться более, чем на 105°С при температуре окружающей среды до +40°С.
В таблице, расположенной ниже, приведены допустимые значения повышения температуры по EN 60034-1.
Температурный класс изоляции | Максимально допустимое повышение температуры при температуре окружающего воздуха +40°С |
B | +80°С |
F | +105°С |
H | +125°С |
Режимы работы электродвигателей определяет стандарт IEC 34 (EN 60034). Номинальная мощность всегда зависит от режима работы и продолжительности включения. Наиболее распространены электродвигатели с режимом работы S1, рассчитанные на продолжительный режим работы.
Этот режим предусматривает эксплуатацию с постоянной нагрузкой, длительности которого достаточно для работы двигателя в условиях стабильного теплового режима. Реже используются электродвигатели с кратковременным режимом работы S2, предполагающим эксплуатацию в режиме постоянной нагрузки в течение определенного ограниченного промежутка времени, сопровождаемого паузой с остыванием двигателя до температуры окружающей среды.
В Германии существует уникальный стандарт IP69K — данная степень позволяет осуществлять мойку электродвигателя под струей воды высокого давления и температуры.