Ремень в конструкции винтовых компрессоров: назначение, регулировка

В настоящее время клиновые винтовые компрессорные установки можно поделить по типу привода на установки с ременным приводом винтового блока и прямым приводом (с помощью муфты). Ремень в винтовом компрессоре используется для передачи крутящего момента от электродвигателя к ведущему ротору. Наиболее распространены установки с ременным приводом, т.к. они зачастую дешевле.

Правильная установка и регулировка ремня имеет большое значение, т.к. в противном случае ремень будет изнашиваться быстрее. Необходимо следить за износом ремня во избежании других поломок компрессора.

Достоинства ременной передачи

  • плавность работы;
  • бесшумность;
  • компенсация неточности установки шкивов редуктора, особенно по углу скрещивания между валами, вплоть до применения передачи между перемещаемыми валами;
  • компенсация перегрузок (за счет проскальзывания);
  • сглаживание пульсаций как от двигателя (особенно ДВС), так и от нагрузки, поэтому упругая муфта в приводе может быть необязательна;
  • отсутствие необходимости в смазке;
  • низкая стоимость деталей (ремня и шкивов);
  • легкий монтаж;
  • возможность получения регулируемого передаточного отношения (изменение производительности компрессора путем замены одного из шкивов на шкив другого диаметра).

Недостатки ременной передачи

  • большие размеры;
  • малая несущая способность;
  • малый срок службы (в пределах 1000—5000 часов);
  • скольжение (не относится к зубчатым ремням), из-за чего непостоянство передаточного числа;
  • повышенная нагрузка на валы и их опоры, что связано с необходимостью достаточно высокого предварительного натяжения ремня;
  • наличие дополнительных элементов (всегда — для натяжения ремня и иногда — для гашения колебаний длинной ветви и удержания ремня на шкивах).

Регулировка ремня винтового компрессора

Неправильный расчет или монтаж ременного привода может стать причиной сокращения службы подшипников или разрушения приводного вала.

Обычно гарантия на дорогостоящий винтовой блок при его повреждении сохраняется только в том случае, если привод был правильно установлен и настроен.

При настройке ременного привода старайтесь соблюдать следующие правила:

  • ременный привод должен иметь достаточные параметры в зависимости от максимальной расчетной мощности двигателя. Ее можно посмотреть в руководстве к Вашей конкретной модели компрессора
  • шкив должен быть хорошо зафиксирован на приводном валу
  • для натяжения ремня используется специальный натяжной ролик со шкалой
  • в зависимости от типа ремня (клиновой, плоский, зубчатый ремень и т.д.) направление натяжения может отличаться
  • шкивы должны быть отбалансированы, при насаживании шкива на вал нельзя использовать молотки, так это может привести к повреждениям подшипника
  • привод должен быть выровнен в вертикальной и горизонтальной плоскостях
  • превышение максимальной мощности на приводном валу не допускается
  • биения устраняются путем изменения межосевого расстояния шкивов, натяжением ремня

После установки нового ремня натяжной элемент устанавливается на ноль, таким образом с помощью шкалы 1 на натяжном элементе можно будет легко устанавливать правильное натяжение ремня без прибора для измерения предварительного натяжения.